Философия для аспирантов

Философией называется не самая мудрость,
а любовь к мудрости

Августин Аврелий

ГлавнаяarrowИстория и философия наукиarrow18. Что значит научно объяснить? Разграничение науки и ненауки. Принципы верификации и фальсификации

18. Что значит научно объяснить? Разграничение науки и ненауки. Принципы верификации и фальсификации

Эмпирическая проверка: теоретическую гипотезу надо связать с фактами. Мышление как таковое способно к самостоятельному творчеству. Игнорируя все массивы фактуальных сведений, мыслитель может сконструировать некую воображаемую концепцию, используя лишь правила логики и какие-то теоретические элементы. Многие мировоззренческие формы развивают свободную мыслительную активность. Никакие факты не сдерживают фантазию мифотворца и сказочника, полет воображения ограничивается лишь немногими правилами, которые когда-то давным-давно были изобретены неизвестными предками. Философы и теологи также разработали рациональные нормы, чтобы ввести работу разума в определенные рамки. Но даже и в них осталось весьма много степеней свободы для интеллектуального творчества. На этом фоне научное мышление отличается сочетанием теоретической свободы и ограничительного влияния эмпирического опыта. Гипотеза может возникать по капризам субъективного угадывания, но теоретик обязан навести мосты между нею и изучаемой реальность. Эту связь и обеспечивает опытная проверка, она в конце концов определяет исход дела: угадала мысль скрытую глубину объекта или нет. Научный опыт играет роль отборочного сита - то, что в нем остается, признается истинным, все остальное оценивается как произвольные домыслы и вымыслы.
Наука сначала испытала опьянение свободной мысли. Многие античные и средневековые исследователи скорее были философами, чем учеными. Спекулятивное мышление господствовало над редкими опытами и наблюдательной практикой. Не случайно этот период называют натурфилософским, он дал значительное множество самых различных догадок: образы закономерного порядка и своенравного хаоса, атомов и пустоты и т.п. Все они лишь ожидали суда научной эмпирии. Этот трибунал начал действовать в XVII в. Экспериментального испытания не выдержали многие идеи («пустота», «флюиды» и т.д.), но некоторые прошли его успешно. Так, Эмпедокл в VI в. до н.э. признал, что лучи света имеют большую, но конечную скорость. Датчанин О. Рёмер (1644 - 1710) оптическими опытами проверил эту догадку и получил 240 тыс. км/ сек. В начале ХХ в. опыты подтвердили атомную гипотезу.
Достижения эмпирической науки вскружили головы некоторым философам и возник позитивизм с крайностями эмпиризма. Их концентрированно выразил принцип верификации (лат. verus - истинный, + facere - делать): научной является та теория, которую можно свести к чувственным данным. Если спекулятивная натурфилософия представляла теоретической мысли полную свободу, то позитивизм ее аннулировал, привязав накоротко научный поиск к чувственному опыту. Но любая теория в силу своей общности не сводится к набору ощущений. Позитивисты смягчили свои требования и заговорили о протокольном языке наблюдений и косвенной сводимости. Но и тут выяснилось, что к такому языку и даже косвенно не сводятся «ненаблюдаемые термины» теории. Аргументированная критика со стороны постпозитивизма похоронила позитивизм. К. Поппер и его единомышленники реабилитировали свободу теоретической мысли в виде смелого гипотезирования, ограничив ее фальсификацией. Рискованные догадки возможны в любом количестве, но опыт и рациональная критика способны их опровергать и отбирать самые правдоподобные гипотезы. Так, французский биолог К. Бернар (1813 - 1878) предположил, что сахар разрушается печенью. Проверочный опыт показал обратное, печень вырабатывает сахар. Факты разочаровали, но ученые стали чуть-чуть мудрее. Хотя Поппер отдал предпочтение фальсификации, анализ истории науки убеждает в том, что подтверждение и опровержение суть две равноправные и взаимодополнительные формы эмпирической проверки.
Логическое доказательство. Этот прием проверки универсален для всех концептуальных решений. Но в логико-математических науках такой способ обоснования является единственным и решающим. Истоки логического доказательства тянутся в античную философию. Пифагорейцы и Платон выдвинули новый идеал - математику нужно строить в виде логически организованной теории. На смену вычислительным правилам пришло логическое доказательство, суть которого состояла в установлении общих исходных определений и дедуктивного выведения из них частных следствий. Таким способом Фалес доказал ряд положений: 1) равенство вертикальных углов и углов при основании равнобедренных треугольников; 2) диаметр делит круг пополам; 3) два треугольника равны, если у них равны два угла и сторона. Логическое доказательство получило системный характер в труде Евклида (III в. до н.э.) «Начала». Все исходные и недоказуемые положения он разделил на аксиомы (содержательно-геометрические утверждения) и постулаты, закрепляющие операции геометрических построений («от каждой точки можно провести прямую линию к любой другой точке»). Посредством логических норм он стал дедуктивно выводить из аксиом и постулатов частные следствия - теоремы. Истинность последних имела обязательный и гарантированный характер.
В логике и математике процедура логического обоснования или доказательства утвердилась в качестве ключевого и решающего акта. Если анализ выявляет противоречие и оно сразу оценивается проблемой, целью доказательства становиться его устранение. Когда в конце XVII в. Ньютон и Лейбниц создали исчисление бесконечно малых, в физике оно показало свою высокую эффективность. Но последующий анализ показал, что внутри данной теории есть противоречивый элемент в виде понятия актуальной бесконечности. Соответствующее обоснование провел француз О. Коши (1789 - 1857) и устранил логическую «червоточину».

Наука-паранаука:

(пара- возле): алхимия, астрология, спиритизм, парапсихология. Паранаука ставит цели, связанные с жизнью биологии и сочетает их со сверхъественными факторами. Наука познает ради знания и ограничивается естественным.


Hosted by uCoz