Главная
История и философия науки
2. Наука как социальный институт. Современная российская наука
2. Наука как социальный институт. Современная российская наука
Признаки Н как социал-го инст-та:
1) многообр-е форм субъекта Н: -ученый-дилетант, для кот. Н – хобби (первые философы – Платон- из царск. рода,Фалес – небедн ч-к) -уч-монах – полулюбитель.В средн века многие уч-е были на обесп-и Ц.(Бэкона обесп-л францисканский орден) -уч-преподаватель. С 12в появ-сь универ-ты, Н для препод-ля – совмещение. Они открыли диссертацию. –уч-профес-л – Германия, 1 пол 19в.Н – осн-й вид деят-ти
2) Психол-е типы ученых: реалисты – стремятся к уединению, идеи тщательно прорабатывают, логика и системность трудов; романтики - тяготеют к коллективизму, в работе – спонтанность, не основательная проработка, а популяризация Н. Работающие в стиле Дедала – работают с фактами, в стиле Икара- выдвигают рискованные идеи.
3) современная организация ученых – это научное сообщество. Публичный характер Н с 17 века – Лондонское королевское общество естествоиспытателей. В дела не может вмешаться ни церковь, ни король, ни парламент. НезависимостьН. 17 век Парижская АН, 18 век Российская АН. Н финансируется из 3 источников: государство, частные фирмы, физические лица. Нидерланды, Япония, Швеция, США.
Ценности Н.
Нормы оценки Н деятельности: методос: проблема-метод-результат (истина/заблуждение); этос (поведение): публикация/критическая дискуссия (достоинства и недостатки) - признание Н сообщества (цитиров-е труда, грант, Н звания, Нобелевский фонд).
Н общение
Социализация З (достояние Н сообщества). Формы:
1)публикации 20-21 век 6 млн. Н статей. В 17 веке делали открытия, но с публикациями не торопились. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, а опубликовал ч-з 20л. Знали об открытиях из переписки.
2)Н коммуникации развивают личность ученого ( Ломоносов учился в Европе у философа-немца.
Дифф-я и интегр-я НЗ.
НЗ имеет внутр. деление: Н: естествознание, гуманитарные, технические. Дифф-я дает нужную глубину З. «Ученый- это специалист, который знает все о ниочем» (сверх специализация приводит к трудностям). Тенденция к дифф-и д.б. дополнена тенденцией к интегр-и. Интегр-я преодолевает «-» последствия дифф-и. Формы интегр-и:
1)рост пограничных дисуциплин (свзки м-у разн. Н) Бионика=биология +техника.
2) рост значимости общенаучных дисциплин : математизация Н, математика – универсальный язык Н
3) роль философии в Н.
Внутренняя функция Н – производство специализированных знаний (знание ради знания).
Внешние : 1)практико-технологическая – чистая Н – Н теория ( в чистом виде применить на практике невозможно), поэтому : -прикладные исследования (конкретизация теории, схемы, которые могут свести общие понятия к конкретизированным; - конструкторские разработки (социальная практика)
2)экспертная (оценка масштабных и дрлгосрочных соц. Проектов – поворот северных рек, ядерное оружие)
3) образовательная (Н – основной элемент многих образовательных систем, через Н формируется особая культура интеллекта).
Положение современной российской Н: системный кризис: низкий уровень финансирования, низкий коэфф-т обновления Н техники, разрушена система Н. коммуникаций, снижение авторитета рос-й Н, «утечка мозгов», внутренняя «у.м.», безработица в Н, двойная и другая занятость ученых, старение Н кадров. Позитивные тенденции: рост внебюджетног финансирования, зарубежная помощь, рост числа кандидатов и докторов, академическая свобода, маятниковая эмиграция.
Естественные Н переживают глубокий кризис, социогуманитарные находятся на подъеме: вырастание общего числа ученых гуманитарного профиля, лучшее материальное положение за счет преподавания (с учетом высокой стоимости обучения)