Философия для аспирантов

Философией называется не самая мудрость,
а любовь к мудрости

Августин Аврелий

ГлавнаяarrowИстория и философия наукиarrow24. Идеи социальной динамики Питирима Сорокина. Социальное пространство и статусный профиль индивида

24. Идеи социальной динамики Питирима Сорокина. Социальное пространство и статусный профиль индивида

Теория социальной мобильности. Свою теорию реформ и революции Сорокин излагает на опыте русских событий. Но в Америке он начинает знакомиться с современным, нормальным обществом и строит уже другие теории.
Исходным понятием теории социальной мобильности является понятие социального пространства, которое понимается как “некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли”. Это социальное пространство неоднородно и многомерно, каждый индивид занимает в нем определенное социальное положение, которое устанавливается в ходе интеракции, то есть взаимодействия с другими индивидами или группами индивидов. Таким образом, каждый индивид одновременно является участником многих общественных структур. Он одновременно гражданин, член семьи, работник предприятия, просто мужчина или женщина, определенного возраста, нации и т.д.
Сорокин вводит понятие социального статуса индивида, которое определяется как совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственностей, власти и влияния. Эти статусные различия определяют социальную стратификацию общества, которая есть, по Сорокину, “дифференциация данного населения в иерархически расположенных слоях”.
“Страта” переводится именно как слой. Таким образом, для Сорокина общество состоит не из классов, а из страт, то есть слоев или групп людей, обладающих более или менее равным социальным статусом. Например, страта, в которую входит рабочий, мелкий предприниматель, религиозный деятель, фермер с хозяйством средних размеров и т.д. И каждый в этой страте имеет примерно одинаковый социальный статус. Главным является именно этот факт, а не то, что один рабочий, а другой предприниматель и т.д.
Нестратифицированного общества не бывает, всегда присутствует расслоение общества на управляемых и управляющих. Также вызывают неизбежную стратификацию, то есть расслоение общества, неодинаковые условия жизни, физические и биопсихические различия между людьми.
Между различными стратами и внутри них существуют перемещения индивидов, а также тех или иных социальных объектов и ценностей. Это движение Сорокин называет социальной мобильностью.
Например, конкретный индивид меняет свой статус и соответственно свою страту, сменив работу на более престижную, или меняя жилой район, или изменяя стиль одежды, свои привычки и т.д. Или определенная ценность, например, мода на одежду, начинает распространяться с определенного слоя людей в другие страты. Скажем, сначала лишь молодежь носит джинсы и длинные волосы, но постепенно эта мода переходит к более старшему поколению.
Причина социальной мобильности состоит в том, что общество всегда отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. К этому несовершенству общества добавляются биоантропологические и демографические факторы. Например, происходит резкое увеличение или уменьшение людских ресурсов в составе страты. Увеличивается, скажем, количество людей, занимающихся высококвалифицированной работой. Это влечет за собой увеличение в данном слое людей, не соответствующих занимаемому ими социальному статусу, потому что оказывается ненужным такое большое число таких работников. В результате кто-то вынужден переходит на менее квалифицированную работу, то есть перейти из одной страты в другую.
Или в районы, населяемые более или менее обеспеченными белыми людьми, начинают селиться люди другого цвета кожи ? те, которым стало по карману здесь жить. И многие белые сменяют район проживания, чтобы не иметь соседями “этих крикливых цветных”.
Как уже отмечалось, Сорокин различает два периода в жизни общества. Первый - нормальный, когда налицо состояние относительной стабильности, и этому периоду соответствуют свои социальные законы. И второй ? так называемый бедственный период, когда начинаются деструктивные процессы: война, голод, революции, и тогда происходит дестабилизация и дезорганизация.
В первом периоде социальная мобильность - естественное состояние. Она бывает двух видов - горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная - это переход из одной группы в другую при одном и том же уровне общественной стратификации. То есть статус остается примерно тем же. Например, смена гражданства, семьи, места работы (при сохранении должности и уровня зарплаты). Горизонтальная мобильность может быть как индивидуальная, так и коллективная.
В связи с этим Сорокин анализирует американское общество и описывает там внутрисемейные перемещения индивидов, циркуляцию индивидов между религиозными группами, политическими партиями и др.
Например, человек решает открыть магазин в определенном городском районе и впоследствии обнаруживает, что торговля идет не очень хорошо. Он быстро выясняет, что большинство населения района католики, а он, как все знают, протестант. И ясно, что проще поменять религию и стать, как все католиком, начать посещать католическую церковь, пожертвовать этой церкви какие-то деньги, чем переводить магазин в совсем другой район; может быть, вообще в данном городе протестантов очень мало. Таким образом, произошло горизонтальное перемещение данного индивида из одной страты в другую: был протестантом, стал католиком.
Вертикальная мобильность означает перемещение индивида или социального объекта из одного пласта в другой, которые отличаются местом в иерархии. Поэтому возможна нисходящая и восходящая вертикальная мобильность.
Здесь может быть внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая мобильность и экономическая мобильность. Например, был кандидатом наук, а стал доктором; в связи с этим произошла смена квартиры, района, семьи, друзей, марки машины, отдыхать ездит уже не в Крым, а на Кипр. Или сменил партийную принадлежность и в результате оказался в партийном руководстве; и снова - сменил семью, “Жигули” на “Ауди”, Крым на Кипр и т.д. Или нисходящая вертикальная мобильность: девушка из среднего класса перешла в разряд низшего класса, например, из высокооплачиваемых референтов при банковском управляющем стала продавщицей в небольшом магазине.
Умозрительно можно представить общество, в котором отсутствует вертикальная и горизонтальная циркуляция. Но практически общества отличаются лишь интенсивностью такой циркуляции ? она может быть незначительной или значительной. И в любом обществе существуют особые учреждения или органы, которые контролируют и регулируют социальную мобильность. И этим определяется степень открытости или закрытости общества.
Например, в советском обществе при любых способностях инженер не мог получать больше, скажем, 125 рублей, если не шел в начальники. И вообще не мог продвинуться по службе, если был беспартийным. То есть общество было более или менее закрытым.
Но само по себе наличие учреждений, регулирующих циркуляцию людей по стратам, является необходимым, чтобы соответствующие индивиды оседали в тех стратах, где они не могут успешно разрушать общество. Например, кому-то в интересах общества лучше находиться в данный момент на тюремных нарах или среди безработных.
Сорокин пишет, что устойчивый социальный статус индивида влечет закрепление в его сознании соответствующих норм, ценностей и идеалов. Индивид осужден думать и глядеть на мир через стекла его социального отсека. И наоборот, если индивид часто переходит из одной профессии в другую и его экономическое положение часто меняется, то и его взгляды - нормы и ценности, его сознание тоже более мобильно и раскованно.
В социальной мобильности есть положительная и отрицательная стороны. Положительно то, что мобильность обеспечивает ускорение социального прогресса и экономическое процветание общества. Если есть возможность нормального перехода в страту, более соответствующую способностям данного индивида, то это приводит к стабильности общества и снимает в обществе психологическую напряженность.
Но сам социальный отбор и распределение людей по стратам не всегда совершенен, что может привести к переизбытку в высших стратах людей, которым было бы лучше находиться в низших стратах, и наоборот. И это скопление в стратах в огромных размерах неподходящих индивидов приводит к противоречиям, которые могут решаться насильственно через революции и другие социальные потрясения.
Например, в советском обществе в высшем партийном руководстве скопилось непропорционально много людей очень пожилого возраста, и, конечно, многим из них давно уже лучше было бы находиться на пенсии, если исходить из интересов общества. Это обстоятельство было одним из тех, которые привели к запаздыванию необходимых реформ и их непродуманности. Молодые лидеры не прошли школу руководящей работы, так как соответствующие места были заняты далеко не молодыми людьми.


Hosted by uCoz