Главная
История и философия науки
25. Учение Питирима Сорокина о социокультуре и типах сверхкультуры.
25. Учение Питирима Сорокина о социокультуре и типах сверхкультуры.
Учение о социокультурной динамике. Рассмотренное выше учение о социальной мобильности было промежуточным этапом в развитии Сорокиным своих взглядов. Далее он переходит к созданию единой теории, охватывающей жизнь и развитие общества в целом, включающей кроме социальных явлений, также и развитие искусства, знания, этики, права и других областей. Таким образом, он строит то, что получило название интегральной социологии, или более конкретно ? учение о социокультурной динамике. То есть речь идет об объединении всех сторон общества - и социальной, и культурной.
Сорокин вводит понятие социокультуры. Социокультура - это весь мир, который сотворен человеком. В него входит:
- вся совокупность смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, архитектуры, музыки, экономических, политических и социальных теорий и т.д.; то есть не только сами социальные явления, но и те учения по поводу них, которые были созданы человеком;
- материальная культура, воплощающая все эти смыслы в биологической среде - орудия труда, всякое оборудование, книги, картины и проч., то есть все, что можно осязать;
- все скрытые и открытые действия индивидов - церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды осуществляют и применяют те или иные смыслы.
Такой социокультурой в широком смысле является человечество плюс все, что оно создало. Но можно различать социокультуры в узком смысле - это отдельные цивилизации: египетская, греческая, средневековая, современная евроамериканская и т.д.
В каждой социокультуре можно выделить различные типы интеграции, то есть объединения культурных элементов. Сорокин называет четыре типа таких объединений.
Первый, самый простой, - пространственное или механическое сосуществование в результате случайного совпадения двух и более культурных объектов или механического объединения элементов в одно структурное единство. Например, собрали случайных людей - с разным уровнем культуры, с разным языком, из разных рас на уборку урожая в течение нескольких дней. Здесь не нужно какого-то взаимопонимания и тесного контакта, каждый делает свое дело совершенно независимо от другого.
Второй тип интеграции культурных элементов - соединение, обусловленное каким-либо внешним фактором. Здесь также отсутствует внутренняя связь между элементами. Например, жильцы одного дома, которые не общаются между собой, встречаются лишь на лестничной площадке. Или собрание картин на выставке в музее разных художников и эпох в одном зале. Здесь замена одного элемента другим не приносит никаких изменений на уровне целого.
Третий тип - каузальная или функциональная интеграция. Каузальная, то есть причинно-следственная. Здесь различные культурные или социальные элементы причинным образом влияют на другие элементы. Поэтому исключение какого-либо важного элемента влечет изменение или разрушение всего целого. Налицо осязаемая, проверяемая связь - двух, трех элементов или вообще многосторонняя. Например, выясняется, что за ростом элемента А всегда следует рост элемента В. Например, при углублении экономического кризиса растет число самоубийств, или выясняется, что среди протестантов самоубийства совершаются чаще, чем среди католиков и т.д. Таким образом, присутствует причинная или функциональная связь между определенными факторами. Можно построить определенный график в определенной системе координат.
Или, по Веберу, современный капитализм есть продукт соединения в одно время и в одном месте античной науки, свободной рабочей силы, изобретения эксперимента Галилеем, возникновения протестантской религии. Если бы хотя бы одного элемента не было, то не возник бы и современный капитализм. То есть европейский капитализм есть функция соединения нескольких конкретных исторических факторов.
Четвертый тип, высший - логико-смысловая интеграция культуры. Чтобы описать такую интеграцию, необходимо знание уже не законов причинности, но законов логики. Здесь единство не функциональное, но смысловое, на основе фундаментальных ценностей. Например, арабские общества объединяются на основе исламских ценностей, европейские общества объединяются на основе христианских ценностей. Ценности не могут выступать причиной чего-либо, они выступают в виде ориентиров и смыслов человеческих поступков, объединяя тем самым большие совокупности людей на основе духовной связи.
В романе Л. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов остался в оккупированной французами Москве, его особняк занят французами, и Пьер разговаривает за бутылкой вина с французским капитаном о любви. Капитан рассказывает, как он любил в Неаполе, как он любил в Риме, как он любил в других местах. И Пьер смутно подозревает, что, говоря о любви, оба они, по-видимому, вкладывают различный смысл в это слово. Французский капитан имеет в виду не совсем то самое, что Пьер испытывает к Наташе Ростовой. То есть любовь как ценность по-разному воспринимается русским и французом.
Каждое общество включает в себя все четыре типа интеграции. Не существует абсолютно дезинтегрированных обществ, то есть совершенно без какого-либо единства, и также не существует абсолютно интегрированных обществ, то есть абсолютно единых. Здесь можно вспомнить фразу Карла Маркса, что абсолютное единство бывает лишь на кладбище.
В зависимости от того, каким способом образуется высшее, логико-смысловое единство культуры, можно различать разные типы сверхкультур, которые охватывают длительные периоды существования.
Сорокин исходит из двойственной природы человека: человек есть, с одной стороны, существо мыслящее, с другой - чувствующее. Соответственно, в обществе может преобладать чувственная сторона человеческой природы, тогда мы имеем чувственную культурную суперсистему. Если же в обществе преобладает разумная сторона человека, то перед нами другой тип культуры, который Сорокин называет “идеациональной” суперсистемой. При балансе обеих сторон природы человека возникает так называемая “идеальная” культурная суперсистема.
Каждая суперсистема обладает особым типом менталитета, собственной системой знаний и истины, собственной философией и мировоззрением, своей религией, образцом “святости”, представлениями должного и недолжного, собственными нравами, искусством, собственной экономической и политической организацией, типом личности и т.п.
Чувственная и идеациональная культуры могут существовать очень долго, они устойчивы и стабильны. Идеальная культура, пытаясь объединить ту и другую, не является стабильной и существует лишь 100-200 лет.
Сорокин под этим углом зрения рассматривает европейскую историю. Он определяет средневековую культуру как идеациональную, так как культура строилась на абстрактных ценностях. Главной ценностью был Бог. И все стороны жизни общества были пронизаны религией: живопись, музыка, литература, даже семья считалась священным религиозным союзом. Чувственный земной мир понимался как временное прибежище человека, в котором он лишь странник.
Затем возникает культура Возрождения, которая пыталась соединить идеациональную культуру средневековья с чувственной культурой, и в результате эта попытка образовать идеальную культуру оказалась недолговечной.
Современная же цивилизация исходит из того, что объективная реальность прежде всего именно чувственна. Поэтому культура перестает быть основана на религии, она является светской, эмпиричной. Чувственной становятся философия, этика, право, политика, менталитет. То есть во главу угла становятся осязаемые, материальные ценности.
Сорокин пишет о кризисе современной чувственной культуры. Дело в том, что в ней создание материальных ценностей опережает совершенствование ценностей духовных, в результате духовный мир людей деградирует. Но ученый надеется на процесс бесконечного совершенствования человеческой культуры через воспитание альтруизма, способности к неэгоистической творческой любви. В последние годы жизни Сорокин много сил уделяет созданию Центра по изучению созидательного альтруизма.
Сорокин считал, что человечество уже сейчас вступило в новый переходный период, и в ХХI веке придет другая культурная суперсистема. Эта переходная ситуация выражается в том, что наступает время войн, мятежей, революций. Но Сорокин верил, что на смену чувственной культуры придет более совершенная культура. Мировая культура вечна, меняются лишь ее формы.