Главная
История и философия науки
3. Сознание ученого и научное творчество. Диалог опыта и мышления. Основные результаты науки
3. Сознание ученого и научное творчество. Диалог опыта и мышления. Основные результаты науки
Н познание-взаимод-е субъекта с объектом.Решающ. роль принадл-т суб-ту. Декарт: С(ученый) – О(Н должна дать знания объекту без всяких следов субъекта) С---------___О(ученый отдельно, объективная реальность огтдельно)
Объект Н не совп-т с объект-й реал-ю. Объект-я реал-ть принцип-но непроницема для сознания.ю непрозрачна. Значит, если пройти туда нельзя, нбхдмо паралл-но внешн реал-ти выстраивать многоэтажн здание Н – это стратегия познания. Объект-я реал-ть----------Созн-е
----------Н
Для постр-я здания Н д.б. универс-я тхнлгия: Ср-во(возд-т)-----Предм=Рез-т
Ед-ца Н субъекта-индивид(ученый): интеллект_____________________
Аффект---экзистенциальная ------психика---рецепторная
(не участ-т в позн-и) (5 орг-в чув-в ориен-ны на
позн-е внешн реал-ти)
Духовная (молитв-й экстаз)____________________________________
__________________________________мозг(высшее тело)_____________
__________________________________тело_________________________
Рецеп-я пс-ка рбтет по тхнлгии:Органы чув-в-Предмет реал-ти=Чув-е впечат-я
Рецеп-я пс-ка сздет заместителей внешн реал-ти в виде чувст-х впечат-й
Объект-я реал-ть Рецепт-я психика Субъект
4)Инт-т-З Д-й(Чув-е впеч-я
3)Чувст-е впеч-я стан-ся предм-м)
1)Вещь 2) Органы чув-в метод
5) к чувст-м впечат-м доб-ся
рациональн
6) ощущ-е, воспр-е(ед-цы эмпир-го опыта)
7) теор-е мтды
8) понятия
эмпирический опыт
чувств-й знак рац-е знач-е, З, кот придается мтду
Зона иител-та-теор-е позн-я, теор-е мтды преобр-т ощущ-я, восприятия в понятия. Сздются репрезентации.Эмп-й опыт рбтет по принципу одномоментного акта.Теор-е мышл-е расп-ся на 4 акта: проблематизация, форм-е мтда,прилож-е мтда к проблеме и получ-е рез-в, обоснов-е рез-та.Кждй акт им-т стр-ру: Ср-во---Предмет=Рез-т
З рожд-ся, растет, рзввется, деградирует как все живое.Инф-я-это мертвое.Д-е в живом виде-то, что происх-т в мире ученого. В интелл-те уеного рбтют стр-ры: (З)Ср-во(возд-т)---Пр-т(Чувств-е З)=Рез-т(познават-й)
Применит-но к Н: Мтд-----Пр-т=Рез-т
эмп-й опыт
. В эмпирич опыте происх-т 1-я встреча чувств-ти(то, что ч-к видит, слышит, осязает) и интелл-та(мтд)
Эмпирич-я Д-ть Н. Эмп-й опыт-1-й этап Н Д-ти. Рез-м ЭД явл-ся факты Н-сочетание чувств-х данных и рац-го значения(двойств-я стр-ра ф-та). Ф-т:
Чувств-е данные-это следст-е того, что органы чув-в зафикс-ли вщзд-е объект-й реал-ти, несут твердость, дыхание реал-ти(объект-я сторона Ф-та)
Рациональное значение, кот. идет, выстраивается интелл-м ученого. НФ-ты произв-ся 2-мя формами ЭД-ти: Н наблюдение, Н эксперимент. Н наблюд-е-самая простая ф-ма, совп-т с восприятием, где объект-я реал-ть не меняется, не подверг-ся преобр-ю. Ее созерцают. Прямого вмеш-ва в природу нет, но собир-ся наблюдат-е ф-ты.Одно отдел-ся от др.М.б фрагментом эксп-та.
Н эксп-т-это исл-я Д-ть, где внешний объект ставится в контролируемые усл-я с пом. Приборов.Эксп-т стан-ся столбовой дорогой Н т-ко в 17в.Как нетипичная процедура практикуется давно(ч-з Э уч-е контр-т).
Здча экс-та – выделить существенные св-ва объекта и поставить под контроль приборов. Все ост-е факторы и их возд-я свести к нулю или сд-ть малосущественными. Виды экс-та: практич-й – эмпирия, мысл-й – теор-я Д-ть. Практич-й Э: качественный, измерительный. При испол-ии прибора нбхдм интеллект (увеличит. стекло б. изобретено в 13 веке, т-ко в 17 Галилей изобрел телескоп).
Органы чувств + прибор=чувтв-е впечатл-я.
Прибор не заходит в область интеллекта, его здча – сократить дистан-ю м-у объкт-й реал-ю и чел-м, это усилитель чувств-ти.
Наблюдения и эксп-т фиксируют и описывают чувственные факты, научное сознание заним-ся объяснением предсказанием.
Наблюдение, эксп-т + научн. созн-е =теория. Поверхность реальности – факты (хаотичны, не повторяются). Законы – повторяются, упорядочены.
Н факт д. пок-ть свять факта и закон. Н сознание – теория, придает настоящ. Статус н факту, позв-т объяснить и предсказать ф-ты. Теория – любое, достатояно обобщенное знание., предметом кот. явл-ся закон. Все теории объясняют, носамые лучшие предсказывают новые факты.
Теор-я Д-ть ученого. 2 вида теории: Н факты и эмрпирич-е обобщения, соверш-е и развитие самой Т. Мтды Т активности – операции , правила, теория. Мтды эмпирии – правила, операции.
Идеальные объекты Н теория
(абстрактные)
эмипирический опыт(Н модель)
факт
закон 1
закон 2
Здча эмпир. опыта – воспр-ти ф-т в виде Н слоя – Н факта (ученые). Предмет Н теории – законы. Ученый выстраивает здание Н в своем сознании или сознании ученых.
1 ступень – сздние идеал-х абстр-х об-тов, явл-ся Эл-ми Н моделей. Н теория не м. напрямую связ-ся с Н фактами. НМ явл-ся промежуточной ступенью перехода от Н фактов К Н теории. Напр. Геометрия –точка, линия, прямая – идеал. Объекты в объект-й реал-ти их нет. Н теоретик имеет опр-е мтды , возд-е на опр. Предметы и получ-ся рез-т. Мтд --- пред-т=рез-т. Пред-т, из кот. форм-ся идеал. Об-т – единицы эмпир. опыта (восприятие, представление). Мтд сздния ИО – операции мышл-я. Идеализация – абстранир-е, т.е. из бесконечн. Совокуп-ти призн-в выдел-ся 1 или неск-ко существ-х св-в (Галилей – свободно падающее тело). Моделир-е – замещение слож-го об-та упрощ-й схемой. Далее – Н теория, эл-ты кот. – специализир-е понятия.(не суждение, сост-е из слов, т.к. слова – представления, а не Н понятия). Н понятия – фиксация глубокой мысли с пом-ю логич-го опр-я.
Н теории: фундаментальная (опр-т законом-ти глубокого типа, нпр. Молекуляр-я генетика), Н картина – понятие Н, аккум-т в себя наиб. Важн. Выводы из фундамент-х Т.
Свзь м-у эмпирией и теорией. 2 вида Д-ти: эмп-я и теор-я. Решающ. роль в науке принадл-т эмп-му опыу( Ф . Бэкон – материалистич-й эмп-м, Эрнст Мах – идеалест-й эмп., недооцен-т значимость теор-й Д-ти). Другая крайность – теоретизм – преувел-е роли теор-го мышл-я. Формы теоретизма: натурфилософское умозрение – ученый – теоретик заменяется философом, хотя должет заниматься исследованиями. Спекулятивное конструирование теорий – написание диссерт-ии в биб-ке – из одних книг конструирует другие.
Нормальная Н – творч-й диалог эмп. Опыта и теор. Мысли (Кант). Формы диалога:Поппер показал, что простого, индуктивного пути от Н фактов к Н терии не сущ-т. Переход- созд-е теор-х гипотез. Группа ф-в дает осн-я для скачка, создания исслед-х гипотез. Н гипотезы проверяются ф-ми поср-м дедуктивной логики. Т.о., иссл-я гипотеза имеет общий хар-р, ф-т им-т частн. хар-р, поэтому ф-т выв-ся из гипотезы и если в ряде эксп-в эт. Ф-т нашли, гип-за стан-ся теорией., но рано или поздно нах-ся ф-ты, кот. для эт. Т-и явл-ся контрф-ми, т.е. выступ-т против нее. Т-я не погибает , но обрезаются ее претензии на широту, т.е. нбхдмо сздть др. Т-ю. Н факт всегда нагружен Н теорией. Наиб-я динамика изм-й - у теории. Твердость ф-та в том, что он подпит-ся объек-й реал-ю. Диалог идет волнообразно: возбужение – тормож-е.