Философия для аспирантов

Философией называется не самая мудрость,
а любовь к мудрости

Августин Аврелий

ГлавнаяarrowИстория и философия наукиarrowТекст 9 Поппер

Текст 9 Поппер


10. Истина и правдоподобность как цели



Формулировка «цель науки - правдоподобность» имеет важное пре­имущество перед, возможно, более простой формулировкой «цель на­уки - истина».
Таким образом, поиск правдоподобности - более ясная и более реалистическая цель, чем поиск истины.


12. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле



Я сказал, что здравый смысл всегда служит нам исходным пунктом, но его нужно критиковать.
Наши чувства служат нам источниками знания - источниками, или входами в наши сознания (minds).
Я часто называл эту теорию бадейной теорией сознания. Ее суть состоит в следующем. Наше сознание - это бадья, поначалу более или менее пустая, и в эту бадью через наши органы чувств (а может быть через воронку сверху) проникает материал, который в ней собирается и переваривается.
Все знание состоит из информации, полученной через наши органы чувств, то есть в опыте.
В такой форме эта насквозь ошибочная теория еще очень жива. Она все еще играет роль в теориях обучения или, например, в «теории информации» (хотя иногда признается, что бадья может быть изначально не пуста, а снабжена компьютерной программой).
Мой тезис состоит в том, что бадейная теория во всех ее вариан­тах предельно наивна и совершенно ошибочна, и что ее неосознанные предположения все еще оказывают сокрушительное воздействие, прежде всего на так называемых бихевиористов, подсказывая им все еще могу­щественную теорию условных рефлексов и другие теории, пользующиеся самой высокой репутацией.
В число многочисленных ошибок бадейной теории сознания входят следующие:
(1) Знание представляется как состоящее из вещей или подобных пещам сущностей (entities) в нашей бадье (таких, как идеи, впечатления, чувственные данные, элементы, атомарные переживания или - может ныть, чуточку лучше - молекулярные переживания, или гештальты).
(2) Знание находится прежде всего в нас: оно состоит из информа­ции, которая дошла до нас и которую мы сумели впитать.
(3) Существует непосредственное или прямое знание, то есть чистые, неискаженные элементы информации, которые вошли в нас и остаются пока непереваренными. Никакое знание не может быть более элементар­ным и несомненным, чем это.
(4) Тем не менее, у нас есть практическая потребность в знании более высокого уровня - в знании, выходящем за пределы просто данных или просто элементов. Для этого нам, в частности, нужно знание, которое устанавливает ожидания (expectations), связывая существующие данные с элементами, которые еще должны появиться (impending). Это более высокое знание устанавливается, так они обычно говорят, путем ассоциации идей или элементов.
(5) Идеи или элементы ассоциируются, если встречаются вместе и - это важнее всего - ассоциация усиливается от повторения.
(6) Таким образом мы устанавливаем ожидания (если идея о прочно ассоциируется с идеей b, появление а вызывает повышенное ожидание b).
(7) Таким же образом возникают мнения, или убеждения (beliefs). Истинное убеждение - это убеждение в наличии ассоциации, которая имеет место всегда. Ошибочное убеждение - это убеждение в наличии ассоциации идей, которые хотя и встречались вместе, быть может когда-то в прошлом, не всегда повторяются вместе.
Суммируя: то, что я называю теорией познания, основанной на здра­вом смысле, очень напоминает эмпиризм Локка, Беркли и Юма и не так уж далеко ушло от теорий многих современных позитивистов и эм­пириков.



14. Критика субъективистской теории познания



Я мог бы здесь, возможно, по ходу дела упомянуть о том, что формально сходный аргумент Рассела против «наивного реализма» - аргумент, который произвел большое впечатление на Эйнштейна, - не­приемлем. Он состоял в следующем: «Наблюдатель, когда он кажется себе наблюдающим камень, на самом деле, если верить физике [физиологии], наблюдает воздействие камня на себя. Таким образом, наука оказывается в состоянии войны сама с собой... Наивный реализм приводит к фи­зике, а физика, если она истинна, показывает, что наивный реализм ложен. Следовательно, наивный реализм, если он истинен, - ложен; следовательно, он ложен».



17. Фоновое знание в сочетании с проблемами



Цель науки - возрастание правдоподобности. Как я аргументировал, теория tabula rasa абсурдна: на каждом этапе эволюции жизни и развития организма нам приходится предполагать наличие некоторого знания в форме предрасположений и ожиданий.
Соответственно, рост всякого знания состоит в модификации предше­ствующего (previous) знания - либо в изменении его, либо в полномас­штабном отвержении. Знание никогда не начинает с ничего, но всегда с какого-то фонового (background) знания - знания, которое в данный момент принимается как данное, - в сочетании с некоторыми трудностями, некоторыми проблемами. Они, как правило, возникают из столкновения между, с одной стороны, ожиданиями, внутренне присущими нашему фоновому знанию, и, с другой стороны, некоторыми новыми находками, такими как наблюдения или подсказанные ими гипотезы.


18. Всякое знание, в том числе и наши наблюдения, пронизано теорией



Знание во всех своих различных субъективных формах диспозиционально и ожидательно (expectational). Оно состоит из предрасположений, или диспозиций, организмов, и эти предрасположения являются самым важным аспектом организации организма. Один тип организма сего­дня может жить только в воде, другой - только на суше; поскольку оба они дожили до наших дней, сама их экология определяет часть их «знания». Если бы не было нелепым давать здесь какие-то оцен­ки, я сказал бы, что 999 тысячных знания, имеющегося у организма, унаследованы или врождены, и только одна тысячная состоит из мо­дификаций этого врожденного знания; вдобавок я высказываю пред­положение, что пластичность, нужная для таких модификаций, тоже прирожденная.
Отсюда следует фундаментальная теорема:
Всякое приобретенное знание, всякое обучение состоит в модификации (быть может, в отвержении) некоторых форм знания или предрасположе­ния, имевших место ранее, а в конечном счете - врожденных предрасполо­жений.
К этому можно сразу же добавить вторую теорему:
Всякий рост знания состоит в усовершенствовании имеющегося знания, которое меняется в надежде приблизиться к истине.
Поскольку все наши предрасположения в некотором смысле суть приспособления к неизменным или медленно меняющимся условиям сре­ды, про них можно сказать, что они пронизаны теорией (theory-impregnated), понимая при этом «теорию» в достаточно широком смысле. Я имею в виду то, что всякое наблюдение связано с некоторым множеством типичес­ких ситуаций - регулярностей, между которыми оно пытается выбрать. Я думаю, что мы можем утверждать и большее: нет таких органов чувств, в которые не были бы генетически встроены определенные предвосхищающие (anticipatory) теории. Глаз кошки реагирует определенным образом на ти­пичные ситуации, для чего в него заранее встроены готовые структуры, соответствующие биологически наиболее важным ситуациям, которые кошке приходится различать. Таким образом, предрасположение разли­чать эти ситуации встроено в орган чувства, а вместе с ним и теория о том, что эти, и только эти, ситуации являются теми релевантными ситуациями, для различения которых надо использовать глаза.
Тот факт, что все наши органы чувств пронизаны теорией, самым наглядным образом демонстрирует провал бадейной теории, а вместе с ней и всех тех теорий, которые пытаются проследить (trace) наше знание вплоть до наших наблюдений, или до входа в организм. Напротив, что может быть впитано (и на что организм отреагирует) в качестве релевантного входного материала (input), а что будет проигнорировано как нерелевантное, - все это целиком зависит от врожденной структуры («программы») организма.


19. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию



С той точки зрения, которую мы здесь выработали, мы должны отвергнуть как совершенно неосновательную любую субъективистскую эпистемологию, предлагающую выбирать в качестве исходного пункта то, что представляется ей не вызывающим никаких сомнений (unproblematic), а именно наши «прямые» или «непосредственные» пережива­ния (experiences). Конечно, эти переживания в общем вполне «хороши» и успешны (иначе мы не выжили бы), но они не являются ни «прямыми», ни «непосредственными», ни абсолютно надежными.
Не видно никаких причин, почему бы нам не сделать нашим времен­ным «исходным пунктом» то, что мы переживаем в наблюдении, - но та­ким исходным пунктом, который, как и здравый смысл, не предполагает обязательного требования (commitment to) истинности или несомненнсти. Пока мы настроены критически, не имеет большого значения, с чего или как мы начинаем. Однако, начав отсюда (возможно, именно это Рассел называл «наивным реализмом»), мы приходим - через физику и биологию - к тому выводу, что наши наблюдения представляют собой в высшей степени сложные и не всегда надежные, хотя и удивительно хорошие декодирования сигналов, приходящих к нам от окружающей нас среды. Поэтому не следует возводить их в ранг исходного пункта в смысле стандарта истинности.
Итак, то, что казалось субъективистской эпистемологией или теорией tabula rasa, свободное как будто бы от любых предпосылок, полностью рассыпается. На ее месте нам надо построить теорию познания, в кото­рой субъект знания (the knowing subject), наблюдатель, играет важную, но очень ограниченную роль.


20. Знание в объективном смысле




Теория познания, основанная на здравом смысле, а вместе с ней и все - или почти все - философы вплоть до по крайней мере Больцано и Фреге принимали как данное, что существует только один род знания - знание, которым обладает некоторый знающий субъект, или субъект знания.
Я буду называть этого рода знание «субъективным знанием», не­взирая на тот факт, что, как мы увидим, подлинного ими неразбавленного (unadulterated) или чисто субъективного осознанного знания просто не суще­ствует.
Теория субъективного знания очень стара; свое явное выражение она впервые получила у Декарта: «познание (knowing) есть деятельность и предполагает существование познающего субъекта. Познает субъектив­ное „я"».



23. Метод науки




Я так часто описывал то, что я считаю автокорректирующим методом, которым действует наука, что здесь могу быть предельно краток: метод науки - это метод смелых, дерзких предположений и изобретательных и решительных попыток их опровергнуть.
Мы никогда не можем быть абсолютно уверены в том, что наша тео­рия не провалится. Но если она пройдет все эти испыта­ния, то у нас может быть хорошее основание предположить, что у нашей теории, у которой (как мы знаем) истинностное содержание больше, чем у ее предшественницы, может быть не больше ложностного содержания. И если нам не удастся опровергнуть новую теорию, особенно в тех обла­стях, в которых ее предшественница была опровергнута, то мы можем считать это одним из объективных оснований для предположения, что эта новая теория представляет собой лучшее приближение к истине, чем прежняя теория.



25. Наука: рост знания путем критики и изобретательности




Я вижу в науке одно из величайших созданий человеческого ра­зума (mind). Это шаг, сравнимый с возникновением дескриптивного и аргументативного языка или с изобретением письменности.



Hosted by uCoz