ГлавнаяЛекции ВятГУНемецкая классическая философия. Философия Канта: теория познания, трансцендентализм, этика. Философия Фихте и Шеллинга.
Немецкая классическая философия. Философия Канта: теория познания, трансцендентализм, этика. Философия Фихте и Шеллинга.
Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии - это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель. Кант считает, что духовные интересы человека выражаются такими философскими вопросами:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
Итак, Кант начинает с вопроса: «что я могу знать?», т.е. с анализа познавательной деятельности человека. Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. «гносис» - знание).
Кант делит знание на две рубрики: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное). Приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке категориями, с другой стороны он имеет эмпирические знания (основанные на опыте). Индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.
Кант считает, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, нет в природе точек, прямых, плоскостей. Все идеализации (т.е. научные обобщения) являются творением самого человека, они присущи не внешнему, т.е трансцендентному для человека миру, а рассудку человека, его внутреннему, трансцендентальному миру.
Данную философию часто называют трансцендентальным идеализмом, а также критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, недаром его основные труды называются: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума».
В этих трудах Кант выявляет сущность рассудка, способности суждения, воли. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия мира под единство понятия. Ценностное отношение человека к миру осуществляется способностью суждения, направление деятельности человека определяется выработкой цели. Цель нужна для реализации желания и воли.
Кант считает, что безусловными целями являются идея души, идея Космоса, идея Бога. Если человек соответствует этим целям, он по-настоящему свободен. Таким образом Кант формулирует всеобщий нравственный закон, категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства».
Кант систематизировал основные стороны человеческой жизни и вывел концепцию трансцендентального субъекта (основанного на внутреннем рассудке).
Кантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Последующие философы - Иоганн Фихте и Фридрих Шеллинг стремились преодолеть двойственность системы субъект- объект.
Фихте на место трансцендентального субъекта Канта ставит абсолютное Я. Самостоятельность объективного, внешнего мира вне Я ставится под сомнение. Абсолютное Я Фихте - это деятельное Я, реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Существующий мир берется как деятельность человека.
Фридрих Шеллинг также стремился к преодолению двойственности субъект-объект. Он строит свою систему на базисе философии тождества субъекта и объекта. Философия Фихте и Шеллинга является субъективным идеализмом.
Если французские философы-материалисты добились успеха в объяснении природных явлений, выработали новое юридическое сознание, новые социально-политические взаимоотношения, то немецкие философы Кант, Фихте, Шеллинг существенно продвинули вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности.