ГлавнаяЛекции ВятГУФилософская система Гегеля: логика и диалектика, философия истории, личность и общество. Антропологический натурализм Фейербаха. Марксизм.
Философская система Гегеля: логика и диалектика, философия истории, личность и общество. Антропологический натурализм Фейербаха. Марксизм.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и преобразовании.
Гегель стремился приблизить философию к науке и поэтому строил ее в форме взаимосвязанных идей. Идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Гегель пишет книгу «Наука логики», в которой саму науку логики делит на три составных части:
1. Учение о бытии.
2. Учение о сущности.
3. Учение о понятии.
Гегель рассматривает в своих трудах «Философия природы» механику, физику, органику; в «Философии духа» - субъективный дух (личность), объективный дух (семью, гражданское общество, государство), абсолютный дух (искусство, религия, философия).
В этих трудах Гегель сформулировал законы и категории диалектики, категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития):
1. Закон перехода количественных отношений в качественные.
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Философия истории Гегеля.
Гегель представлял историю как 3-и этапа развития идеи свободы:
1. Древние общества или восточные деспотии (свободен только один)
2. Античность (Греция, Рим) - свободны не многие, не свободны рабы. Рим придумывает систему права
3. Характеризуется свободой всех (этап европейской истории)
Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления. Он придал философии системный характер, акцентируя свое внимание на процессах изменения и развития.
Людвиг Фейербах - видный немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Он ставит в центр мира существующего человека. Среди многих чувств человека определяющим является любовь. Его самая знаменитая книга называется «Сущность христианства». По его мнению религия обладает многими достоинствами - она предписывает благоговейное отношение к человеку и к любви. Однако, в конечном счете, христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека.
Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно за два года до смерти Ф. вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы общественной справедливости.
Выяснение Фейербахом антропологического содержания христианства имело положительное значение.
Марксизм
Маркс обратился к низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих, люди - актеры и авторы собственной драмы. Не сознание людей опр их бытие, а бытие опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист. процесс. Общ-е пр-во - пр-во мат и дух ценностей. Пр-во выступает определяющим.
Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал краеугольные положения учения о коммунизме. Коммунизм кладет конец предыстории человечества и открывает его подлинную историю, которая свободна от антагонизмов м/у людьми и природой. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка от об-ва. Богатство Коммунистического об-ва - свободное время.
Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма, от соц расслоения европейского общ-ва.