ГлавнаяЛекции ВятГУФилософское учение о развитии
Философское учение о развитии
В. мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Движение - это способ существования материи. Но движение - это не только механическое перемещение тел в пространстве, но и качественное изменение состояния объекта или субъекта. Качественное изменение, т.е. переход от одного качества в другое называется развитием.
( Развитие бывает восходящим (погресс) и нисходящим (регресс, разрушение).
Наука, изучающая развитие как фундаментальное свойство материи называется диалектикой.
В соответствии с диалектикой сущность вещи может быть полностью понята лишь тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель - Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII - первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4. Материалистическая диалектика
Диалектика.
Материалистическая диалектика - это учение о развитии, базирующееся на материа-ком решении основного вопроса философии. Предмет диалектики - не вещи, а законы их движения и развития. Процесс развития предполагает количественное усложнение структуры и качественного изменение объекта, переход из одного состояния в другое, более сложное. Характерной чертой процесса развития является сохранение связи между прошлым и настоящим в развитии. Развитие всегда выступает как саморазвитие, т.е. источник развития заключается внутри материального объекта, и состоит в единстве и борьбе его внутренних противоположностей. Материальная диа-ка представляет собой также учение о связи и взаимодействии предметов, явлений и процессов. Мат-ая диалектика как наука включает в себя принципы, законы и категории. Центральным принципом диалектики является принцип материального единства мира. Законы диалектики выражают объективные связи и отношения в развитии материальных объектов. Разделяются на основные и не основные.
Основные - выражают процесс развития наиболее целостно. 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 3. Закон отрицания отрицания. Неосновные законы выражают процесс развития с той или иной его отдельной его стороны (закон причинночти, закон об определяющей роли содержания по отношению к форме).Д и И протовиположные ф-ские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий. Механ-кий детерминизм - однозначная прич обусловленность=>абсол строгое предсказание. . Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Чел воля рассм-ся детерминизмом как автономная сила, своб в своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, Индетерм трактуют принцип объективн необходимости.
Через всю мировую культуру проходит понимание мира как космоса. Космизм антропол-ого характера оформил. со 2й пол. 19в. В русском космизме - 3 течения: естественно-научное (Вернадский), религиозно-филосовский (Соловьев, Бердяев),поэтически-худ-нный .
Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель - Федоров. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек-существо вертик-ое, обращен к небу. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Смерть - высшее проявл. разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Ф-ия русского космизма обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум человека.