Философия для аспирантов

Философией называется не самая мудрость,
а любовь к мудрости

Августин Аврелий

ГлавнаяarrowЛекции ВятГУarrowЗарождение философии. Философия Древнего Востока: возникновение, специфика, особенности, проблемы. Конфуцианство, даосизм, буддизм.

Зарождение философии. Философия Древнего Востока: возникновение, специфика, особенности, проблемы. Конфуцианство, даосизм, буддизм.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА зародилась на основе мифологического понимания мира и разделяется на три цивилизации : древнеиндийскую, древнекитайскую и древнюю цивилизацию Среднего Востока.
Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение к природе, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом.
Индийская философия - это нравственность человека, путь самосовершенствования души и тела, освобождение его от мира страстей, конечная цель - достижение нирваны. Человеческая жизнь в индийской философии предстает как бесконечная цепь перерождений души, если человек при жизни достоин, то после смерти он воплощается в священнослужителя - брахмана, представителя власти - кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если человек вел неправедный образ жизни - его ждет низшая каста - шудра (каста слуг) или обличье животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.
Основные категории древней индийской философии: Бpахманизм, Джайнизм, Буддизм, Индуизм.
Бpахманизм. Брахма - безличное сущее, Атман - индивидуальное частное начало.
Джайнизм. Джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые).
Буддизм. Будда (просветленный) - принц Гаутам. Центром учения являются четыре благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Причиной страдания является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды., и путь самоистязания. Hиpвана - постепенное угасание желаний. Отвергается жизнь, посвященная чувственным удовольствиям.
Индуизм. Стремление найти путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы и цепи перерождений.
Важным элементом достижения внутреннего совершенства в индийской философии является физическая тренировка - Йога. Она заключается в овладении дыханием при определенных положениях тела, изоляции чувств от внешних влияний, концентрации мысли, медитации, т.е. освобождении от телесной оболочки.
Философская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы).
В Китае наибольшее распространение получила философия конфуцианства, основоположником которой был Конфу­ций (VI -V в. до н.э.). Ос­новными принципами этого учения являются следующие:
взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);
человеколюбие (почитание родителей, культ предков);
сдержанность и осторожность в поступках (осуждение без­деятельности, экстремизма и соглашательства).
На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники - вож­жи, закон и мораль - узда, уголовное наказание - бич, на­род - лошади. Конфуций выступал против чрезмерного наси­лия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».
В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность че­ловека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.
В этот же период получило распространение учение Лао-Цзы о священном Дао - даосизм. Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Лао-Цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, - недеяние и молчание.
В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Существует два Дао:
Незыблемое Дао, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть.
Реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей.
Появляются еще два начала - небо и земля. Ян (небо) - некоторое мужское начало, Инь (земля) - некоторое женское начало. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Лао-Цзы считал: в этом мире ничего нельзя менять; тот, кто мудр, тот не говорит.
Китайская философия очень мало интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос.


Hosted by uCoz