ГлавнаяЛекции ВятГУКультура как предмет философского анализа. Человек в мире культуры. Проблема прогресса культуры. Массовая и элитарная культура
Культура как предмет философского анализа. Человек в мире культуры. Проблема прогресса культуры. Массовая и элитарная культура
Система материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых ценностей; качественная характеристика уровня развития общества. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.
Понятие «культура» (от латинского cultura - возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры - это человеческий труд вместе с его результатами.
Культура бывает материальная и духовная.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - это материальное производство, обмен, распределение материальных благ. Материальная культура - показатель уровня практического освоения человеком природы.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - это идеи, знания, художественные образы, моральные и правовые нормы. Духовная культура - это, прежде всего, богатство человеческого духа и разума.
Любое изобретение человека может превратиться в фактор исторического развития и начать оказывать на него нравственное воздействие. Пример - изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-культурного прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и культурные процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью, вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, например изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых (в тоталитарном обществе были запрещены).
Довольно часто культуру делят на западную и восточную. Однако в конце XX века прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.
Человек в мире культуры.
Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. Культура выражает личностную сторону деятельности человека и оказывает давление на инстинкты человека. В какой культурной сфере воспитывается индивид, таков и его образ жизни. Человек - не только центр, но и "пространство" культуры, в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует. Культура - это слагаемое человеческой деятельности, благодаря которому происходит развитие человека и общества.
Культура выступает мерой развития самого человека. Функции культуры заключаются в том, чтобы научить людей жить в обществе, но культура общества находится в тесной зависимости от того, что человек думает о себе, о своих желаниях и целях. Культура оказывается не просто производством полезных для человека и для общества вещей, но и реализацией человеком своего собственного предназначения в мире, как он его (это предназначение) понимает.
История общества фактически является историей человеческой деятельности, а значит - историей культуры. Орудия труда и научные трактаты, парламент и моральные нормы, шедевры живописи и космические станции, - все это создано человеком, все это мир человеческой культуры.
Массовая и элитарная культура.
В современном обществе особое значение приобрели понятия «массовая» и «элитарная культура».
«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. «Массовая культура» это культура коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.
Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью «массовой культуры» является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов её потребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и т.п. Учитывая потребности молодежи в самоутверждении, её стремление к лидерству, в кино и литературе Запада появился соответствующий герой - некий супермен типа знаменитых Джеймса Бонда(007), Рембо, Индианы Джонса, наделенных такими качествами, как смелость, решительность, ловкость. Они всегда одерживают победы.
Зачинателями «массовой культуры» были бизнесмены Голливуда (США). Они разработали целую систему производства подобных фильмов, которые сегодня заполонили экраны кинотеатров мира. Не случайно сейчас всё чаще говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Латинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись также книгопечатание, пресса, живопись, фотография.
Несколько слов о влиянии «массовой культуры» на психику человека. Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора.
«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем ( от немецкого жаргонизма «халтура»), полу-культурой. В наши дни массовую культуру все чаще стали называть «популярная культура», или «поп-культура».
«Массовой культуре», или «поп-культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.
Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда ( как случилось, например, с фильмами Ф. Копполы и искусства Б. Бертолуччи, с картинами Сальвадора Дали и М. Шемякина) приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными.
«Массовая культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. В то же время «популярная культура», приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцам «элитарного искусства».