ГлавнаяЛекции ВятГУФилософия эллинизма: специфика, основные черты, проблемы, представления
Философия эллинизма: специфика, основные черты, проблемы, представления
Философию эллинизма называют послеклассической философией античности. Эллин - древний грек, живший в эпоху Александра Македонского (4-3вв. до н.э.). Эта эпоха была полна великих потрясений и завоеваний, философов интересовал прежде всего человек как субъект в бурнотекущей жизни.
Философия эллинизма делится на три основных течения: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Стоицизм как философское направление просуществовал с 3 в. до н.э. до 3 в н.э. Наиболее видными представителями его были Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.
Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Стоики приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какая она есть. Судьбу можно ненавидеть, но можно и полюбить ее, получая удовольствие от того малого, что она дает тебе.
Стоики стремятся обнаружить смысл жизни, они видят его в лектоне. Лектон - это слово, его смысловое значение. Лектон осуществляется и во внутренней жизни человека, создавая состояние атараксии, т.е. душевного спокойствия, невозмутимости. Стоик не безразличен к миру, он просто слишком хорошо его понимает, поэтому и спокоен.
Итак, основные моменты картины мира в представлении стоиков:
1) Космос - это огненный организм;
2) человек существует в рамках космических законов, которые он не в состоянии изменить, поэтому человек подвержен фатализму;
3) лектон - это смысл мира и человека;
4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;
5) люди составляют единое целое с Космосом.
Эпикуреизм существовал параллельно со стоицизмом.
Крупнейшими представителями э. являются Эпикур и Лукреций Кар.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому основной этический принцип у них - удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом.
Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие.
В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь - вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принимал теплую ванну и просил принести ему вина.
Итак, главные представления эпикурейцев таковы:
1. Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий;
2. Человек состоит из атомов, которые отклоняясь, обеспечивают ему свободу выбирать жизнь, полную удовольствий;
3. Главное содержание человека - мир чувств;
4. Боги безразличны к человеческим делам;
5. Для счастливой жизни человеку необходимы три составляющие: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души (атараксия), дружба.
Скептицизм. Крупнейшие представители - Пиррон, Секст Эмпирик.
Античный скептик отрицал возможность познания мира, подлинное знание в принципе невозможно. Скептик не может быть ни судьей, ни адвокатом. Скептик Карнеад, посланный в Рим ходатайствовать об отмене налога, один день выступал перед публикой за отмену, другой день - за налог. Устойчивый смысл жизни вообще отсутствует, поэтому мудрецу-скептику вообще лучше молчать.
Итак, основные положения скептицизма:
1) мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;
2) всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; подлинная философия скептицизма - молчание;
3) следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой.
Молчание скептиков - это своеобразный конец философскому поиску, и указание на то, что необходимы новые поиски.
Неоплатонизм завершает эпоху эллинизма. Основные идеи неоплатонизма были разработаны Плотином, в зрелом возрасте проживавшем в Риме. Неоплатоники стремились дать картину всего мира, Космоса в том числе. Плотин выстраивает своеобразную иерархическую «лестницу», на вершине которой стоит Единое благо, дплее следуют Ум. Душа, Материя. Материя - это низшая ступень человеческого бытия
Материя
Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать свое место в структурной иерархии бытия. Человек может избежать зла в той мере. в какой ему удается подняться по лестнице: Душа - Ум- Благо.
Неоплатонизм дал наиболее синтетическое представление о мире.