Философия для аспирантов

Философией называется не самая мудрость,
а любовь к мудрости

Августин Аврелий

ГлавнаяarrowЛекции для поступленияarrow10. Антропология как раздел философии. Сознание человека и внешняя сущность. Тело и душа. Структура сознания. Способности сознания. Место и роль языка.

10. Антропология как раздел философии. Сознание человека и внешняя сущность. Тело и душа. Структура сознания. Способности сознания. Место и роль языка.

Сознание, его природа, структура. Инстинкты, чувства, разум. Сознательное и бессознательное.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь. Различие в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.
Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.
Источники сознания:
1) внешний предметный и духовный мир;
2) социальная среда, общие понятия и ценности, идеалы;
3) духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний;
4) макроструктурная природная система из множества нейронов;
5) космическое информационно-смысловое поле, квантово-механическая природа мозга, мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа --- механизм захвата энергии.
Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что образы, составляющие сознание, не обладают свойствами отражаемых в нем предметов, и не обладают свойствами нервных процессов.
Возникновение сознания связано с преобразовательной общественной деятельностью людей и с необходимостью закрепления навыков и норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию. В этом заключается общественная природа сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и представления общественного сознания, а активно включаются в реальную совместную деятельностью. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому.
Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память).
Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.
Стpyктypa cознaния.
Сознание представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как:
· осознание вещей;
переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается в сознании.


Осознание вещей имеет разные уровни проникновения и понимания. Это может быть обыденное, философское, научное осознание. Также уровень сознания может быть чувственным и рациональным.
Ядро сознания образуют ощущения, понятия, восприятия, мышление. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции являются компонентами сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их сложное структурное целое.
САМОСОЗНАНИЕ - один из элементов сознания - это выделение человеком себя из объективного мира, осознание себя как личности, своих поступков, своего отношения к миру.
Бессознательное - это совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. Термин «бессознательное» используется также для характеристики поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.
К бессознательному относятся инстинкты, интуиция, сновидения, состояния невменяемости, аффекта и т.д.
Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг (последователь Фрейда) помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.
Б представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличии от сознательного в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. Вследствие этого в бессознательном отсутствуют контроль осуществляемых действий и оценка их результатов. Бессознательное ярче всего выражается в формах поведения ребенка, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.






Мышление - это высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей члка. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако мозг может оперировать абстракциями в ходе усвоения члком форм практической жизни, норм языка, культуры, логики. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деят-ти, в кот. обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.
Язык - система знаков, имеющих значение. Язык выполняет фун-и: информативную, коммуникативную. Язык - способ существования сознания и общения члка посредством членораздельных голосовых звуков, наделенных особым смыслом. Владение словом относится к сущностным чертам члка и неразрывно связано с его разумностью, социальностью, моральностью. Ведущая роль в становлении индивида принадлежит общению, оно переходит в общение с собой и определяет в значительной мере формирование и деят-ть мышления, чувств, памяти.
В ходе истории человек приспосабливал окружающую природу. При этом он не изменил сколько-нибудь существенно свой организм, он изменил свою деятельность. Он приспособил в процессе труда предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Таким образом, животное приспосабливается к изменениям в окружающей среде, а члк приспосабливает природу. Трудовая деят-ть, трудовой коллектив, материальное пр-во - основа, на кот. формировалось и развивалось общ-во, и вместе с тем формировалось и развивалось сознание члка. Члк становится члком, только общаясь с людьми. Он приобретает сознание только в контакте с др. людьми, с носителями сознания. В мозгу от природы ничего не заложено, он лишь может взять все извне, из общ-ва.


Hosted by uCoz