Философия для аспирантов

Философией называется не самая мудрость,
а любовь к мудрости

Августин Аврелий

ГлавнаяarrowЛекции для поступленияarrow11. Гносеология как раздел философии. Проблема познаваемости мира и основные решения. Проблема истины и ее критерии.

11. Гносеология как раздел философии. Проблема познаваемости мира и основные решения. Проблема истины и ее критерии.


Гносеология — (от греч. gnosis — знание и logos — учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»).

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.


Обычно истину определяют как соответствие знания объекту.
Истина - это свойство знания, адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интелектуального постижения и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.
Свойство истины заключается в ее конкретности, т.е. любая истина должна быть основана на реальном положении дел. Истинность или ложность суждений не может быть установлена, если не известны условия места и времени, в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных условиях (вода: в одних условиях, при 100о она кипит, в других условиях, при 0о - замерзает).
Критерий истины заключается в практике. Именно на практике человек должен доказать истинность своего мышления. Этот принцип выражается термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру истинности своего содержания.
Ранее выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.
Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают (полезные). Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей нашей жизнью - то и истинно. Если представления о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.
Виды истины.
Относительная истина - это неполное, неточное, незавершенное знание о предмете.
Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
Абсолютная истина - это более полное, более точное, более завершённое знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.
Заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.







Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман.
Научное познание по своей сути невозможно без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор, пока человек стремится вперед, он блуждает” - говорил Гете.
Проблема истины.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется в процессе исторического развития. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Поэтому истинные знания истинны здесь и сейчас, но будут ли они истинны через какой-то промежуток времени, покажет история. Особенно это касается научных знаний. Научные знания поэтому носят относительный, вероятностный характер.
Часто в науке новые истины не отменяют старые, а дополняют или включают их в себя (теория относительности Эйнштейна и Ньютоновская механика).
Знание и вера.
Вера - одна из сущностных характеристик человека. В зависимости от того, во что верит человек, складывается его характер. Вера - основа личности. В доисторическую эпоху основным было чувство. В эпоху ренессанса - разум. Сегодня все больше укрепляется мнение, что вера есть основа личности и это согласуется с результатами науки. Не смотря на то, что в современном обществе главенствуют научные истины, человек ощущает настоятельную потребность верить в категории надсознательного, т.е. верить в Бога. В тех обществах, где запрещалась религия и проповедовался атеизм, неизбежно возникала квазирелигия, вера в идеи (коммунизм, национализм, партийный тоталитаризм).
Любая религия в основе своей несет глубоко положительные этические истины и ценности. Научные знания не дают таких ценностей, как религия. Все мы знаем христианские заповеди: «Не убей, не укради» и т.д, вера в эти истины помогает человеку не потерять свой истинно человеческий облик и не стать лишь придатком научно-технического прогресса.
Сегодня вера и разум не противопоставляются. Человек делает только то, во что верит.
Есть научная вера (в силу науки), религиозная вера, индивидуальная вера (в себя, в свои силы), моральная вера (в справедливость, добро).
Научные знания в совокупности с философскими и религиозными знаниями образуют истинные знания, которые помогают человеку воспринимать мир как гармоничное, единое целое.
Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.


Hosted by uCoz