ГлавнаяЛекции для поступления25. Средневековая христианская философия. Этап схоластики. Философия Фомы Аквинского. 5 доказательств бытия Бога. Реализм и номинализм.
25. Средневековая христианская философия. Этап схоластики. Философия Фомы Аквинского. 5 доказательств бытия Бога. Реализм и номинализм.
Схоластика
Схоластика – 9 – 15 вв. на этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля.
Наиболее ярким представителем этого периода является Фома Аквинский. Он родился в Италии в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал преподавателем философии.
Главные положения созданной им философской системы составляют основу католической философии – неотомизма. Важнейшая его заслуга – разработка одной из центр проблем средневековой философии – проблемы соотношения религии и науки, веры и разума. Учения Фомы о возможности гармонического сочетания разума и веры включало в себя следующие положения:
Сходства м/у методами познания с помощью веры и с помощью разума:
1 . и вера и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;
2. оба метода познания – вера и разум – не исключают, а дополняют друг друга;
3. оба источника наших знаний созданы Богом и потому имеют один право на существование
Различия: 1. вера принимает истину о существовании Бога-творца, основываясь на желании, воле, эмоциональные переживании; 2. разум постоянно колеблется, сомневается в правильности добытых истин.
Вера выше разума. Главное внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога. Они были основаны на разработанных еще Аристотелем положениях об источнике движения; понятиях причины и следствия; необходимого и случайного; категориях совершенства и одухотворенности мира.
Особенность периода – спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций:
1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Хотя номинализм по своему основному содержанию оставался еще религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и науч. философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм – предвестник философии Нового времени. Впервые идеи номинализма изложил Иоганн Росцелин.
2) реализм - позиция, считающая, что наиболее значимыми является не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности. Представитель: Фома Аквинский (1225-1274гг.) – привел 5 доказательств существования Бога.
Из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось третье, компромиссное решение, получившее название концептуализма.
Фома Аквинский
О философии
Фома Аквинский первым попытался ясно описать разницу между философской рефлексией и теологией. Есть две разновидности знания - естественное (философское, научное) и сверхъестественное (знание через веру - благодать). По Фоме Аквинскому, философия как школа естественного созерцания является важным элементом, необходимым для полного развития человеческой природы.
О философии бытия
Сердцем философии св. Фомы является метафизика, философия бытия. В каждом бытии он разграничивает сущность (essentia) и существование (esse). Для него каждая вещь через существование соприкасается с Богом. Но для существования всех вещей необходимо нечто такое, что само по своей природе является существованием. В нем нет разницы между сущностью и существованием, потому что сущность этого нечто является существованием (essentia = esse). Это ядро всякого существования, существование по сущности, св. Фома называет Богом.
Отношение Бога к миру
Бытие, сущностью которого является существование, является причиной всей действительности. Бог находится у источника всякой вещи и все пронизывает: "Бог есть существование всего не по сущности, но как причина". Сама философия открывает нам присутствие Бога абсолютно в каждой вещи в качестве источника существования. Бог есть то, чем "мы живем, движемся, существуем". Бог, находящийся в самой глубине вещей, одновременно с этим бесконечно превосходит каждую вещь. Это тайна, которая не может быть постигнута.
О счастье
Бог как путь, истина и жизнь отождествляется Фомой Аквинским со счастьем: "Бог по своей сущности является счастьем, которое не принадлежит ничему иному". Никто по своему существу не может быть счастлив, но может быть счастлив в той мере, в какой он приближается к Богу, то есть к Тому, Кто является самим счастьем.
О человеке
Человек, по мнению св. Фомы, имеет рациональную природу: "Разум есть могущественнейшая природа человека". Назначение человека - понимать и действовать с пониманием. Человеку природным образом свойственно постигать цель, к которой тяготеет всякая вещь, природный порядок вещей, завершением которого является высшее благо - Бог.
О свободе человека
В земном измерении разум знает добро и зло в вещах и действиях, что ниже Бога, а потому наша воля свободна хотеть или не хотеть нечто из земных ценностей. Это и есть суть свободной разумной воли: разум - причина свободы. Человек свободен в том смысле, что, идя к цели, он ведет себя сам. Человек грешит именно потому, что свободен - свободен удаляться от цели и забывать универсальные законы, открываемые разумом и Откровением божества.
О добре и зле
Для Фомы Аквинского исток физического и морального зла - возможность конечного бытия, в рамках которого нам знакомы мутации и смерть, свобода рациональных существ, не признающих своего родства с Богом. Зло - в неподчинении Богу, утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от него. Корень зла в порче духа и свободы.
О душе и способности к познанию
Фома Аквинский определяет человека как микрокосм, как целостность. Оформляющим началом этой целостности является душа. Душа содержит всю природу человека - от самых низших до самых высоких ее проявлений. Чем сильнее в человеке душа, чем больше душа доминирует над материей, телесным началом, тем больше в человеке способность к познанию. Те или иные типы чувственного или умственного познания не существуют в чистом виде. На каждое впечатление отзывается как бы весь человек. При этом познание всегда обогащает познающего.
О страстях
У Фомы Аквинского речь идет о том, чтобы правильно понять природу страстей и познать то, чем они являются по отношению к той неизмеримо богатой и таинственной целостности, какой является человек и его природа. Согласно Фоме, страсти не принадлежат сфере ума. Для него существует только две умственные, две духовные способности - интеллект и воля. Страсти, желания, эмоциональные переживания находятся во внеразумной сфере человека, в той сфере, которой обладают как люди, так и животные. Это та область, над которой должна главенствовать освященная интеллектом воля.
О любви
Любовь, утверждает Фома Аквинский, в основании своем всегда является страстью и становится истинной любовью в той мере, в какой она преобразуется актом воли, и из страстной любви переходит в любовь духовную. Фома разграничивает любовь на два рода. Первый, низший, - это любовь-вожделение, в которой всегда есть стремление к нашей выгоде, стремление к возмещению наших недостатков. Истинная любовь основывается на стремлении установить единство между любимым и любящим без размышлений о том, принесет ли это какую-либо выгоду или нет. Этот поиск истинного добра в приязни Фома называет дружеской любовью.
5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
Доказательство через движение означает что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.