ГлавнаяЛекции для поступления27. Рационалистическая философия 17 века: Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц.
27. Рационалистическая философия 17 века: Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц.
На рубеже 16-17 веков перед наукой и философией стояли новые задачи: разрушение догматизма, выработка новых более точных методов исследования. Зародила в буржуазии, рост производственного труда сказался на экономической жизни общества.
Рене Декарт (1596 – 1650) народный философ стоял у истоков рационализма. По его мнению, основанная роль в познании мира должна отводиться разуму, тогда как опыт претендовал на роль вспомогательного средства. Центральным моментом в гносеологии концепция Декарта является сомнения. Много следов, но существующую и эту мысль не могут поколебать никакие сомнения. Он сформировал 4 мысли: никогда не принимать за истинное ничего, что не познано; делить каждое затруднение на несколько частей; начинать с более легкого познания и восходить к сложному; составлять перечень, чтобы уверять изучения.
Бенедикт Спиноза – голландский философ, обобщил и развил идею Декарта. По Спинозе душа человека – это идея человеческого тела. Он отрицает способность человека что-либо изменить в мире. Поскольку человек не свободен, он может лишь познавать мир. Свобода есть познание необходимости, то есть надо познавать законы, которые управляют миром.
Лейбниц полагал, что в мире существуют единичные вещи – монады, которая представляет неделимую сущность, любое материальное тело можно делить до бесконечности. Низкими монадами являются минералы, затем растения, животные, люди, бог.
В отличии от Бэкона, который считал, что эксперимент достаточен для получения достоверных знаний, французский философ и математик Рене Декарт убежден: к эксперименту обязательно должен прилагаться интеллект. Декарт уже всецело принадлежал философии Нового времени.
Философию Декарта называют картезианством. Знаменитая фраза Декарта: «Я мыслю, следовательно существую», говорит о том, что основанием для достоверности знаний Декарт считает наличие размышляющего субъекта.
По Декарту началом в познании является интеллектуальная интуиция, которая является рациональным постижением сути дела. Далее идет метод научной дедукции (от общего к частному) и использование эксперимента. Метод Декарта включает:
1. Признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью.
2. Выделение максимально простых элементов знания.
3. Восхождение от простого к сложному.
Основные черты философии Декарта:
1. Наличие мыслящего субъекта.
2. Интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция.
3. Деление изучаемого предмета на мельчайшие составные части.
4. Восхождение от простого к сложному.
5. Поиск рационального порядка во всем.
6. Дуалистичность: мир состоит из двух субстанций - материальной и духовной.