Философия для аспирантов

Философией называется не самая мудрость,
а любовь к мудрости

Августин Аврелий

ГлавнаяarrowЛекции для поступленияarrow7. Онтология как раздел философии. Пространство и время. Нефизические формы пространства и времени.

7. Онтология как раздел философии. Пространство и время. Нефизические формы пространства и времени.

Пространство и время. Мы определили движение как изменение материи в пространстве и времени. Но что такое пространство и время? Слова христианского философа Аврелия Августина: “Пока меня не спрашивают, что такое время, я прекрасно знаю, что это такое. Но когда меня спрашивают, я не знаю, что сказать”.
Дело в том, что пространство и время - самые исходные и простые понятия, а самое простое сложнее всего определить. Так, каждый человек различает простейшие ощущения сладкого и соленого, но невозможно словами объяснить различие между ними. То же и с пространством и временем. Все же попробуем их определить.
Если движение универсально и оно есть изменение в пространстве и времени, то и сами пространство и время универсальны и материя не может существовать иначе, чем в пространстве и времени. Таким образом, получаем первое определение того и другого.
Пространство и время есть универсальные формы существования материи.
В этом состоит общее для обеих категорий. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.
Пространство есть форма сосуществования явлений. Находиться в пространстве означает быть расположенным один вне другого.
Каждое явление находится вне другого явления. Стол находится вне стула, один атом воздуха находится вне другого атома воздуха. Вещи сопротивляются совмещению их в одном и том же пространстве. Необходимо усилие, чтобы преодолеть это сопротивление. Например, можно вдавить одну вещь в другую. Но в действительности, атомы той и другой вещи все равно будут находиться один вне другого. И ничто не может занять уже занятое место в пространстве. Итак, находиться в пространстве означает находиться вне другой вещи.
Пространство обладает протяженностью, и оно трехмерно. Поэтому любая реальная вещь имеет три измерения: длину, высоту и толщину.
Трехмерность пространства является условием того, чтобы в мире существовало что-то устойчивое и равновесное, следовательно, чтобы вообще что-то существовало.
Разъясним это обстоятельство на следующем примере. Известно, что сила тяготения определяется по формуле:


Эта формула означает, что сила притяжения прямо пропорциональна произведению масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния. Степень при расстоянии определяется по формуле n = N-1, где N - число измерений пространства. Это число равно 3, поэтому степень при расстоянии в формуле тяготения равна 2.
Теперь представим, что пространство не трехмерно, а четырехмерно. Степень при расстоянии была бы равна кубу - R3, знаменатель был бы больше, сила тяготения соответственно бы уменьшилась и не смогла бы удерживать планеты вокруг звезд, сами планеты и звезды рассыпались бы в пространстве, потому что их вещество тоже не смогло бы удерживаться вместе в виде тел определенного объема. Мир был бы пуст.
Представим также, что пространство двухмерно. Степень при расстоянии была бы равна единице - R, знаменатель бы уменьшился, а сила тяготения увеличилась, планеты упали бы на звезды, но и звезды сжались бы под действием сил тяготения в точки, которые в свою очередь стремились бы слиться в одну сверхплотную точку. В мире не существовало бы ничего определенного и устойчивого.
Таким образом, лишь в трехмерном пространстве возможно образование планетных систем, следовательно, жизни, следовательно, возможен человек с его сознанием и мышлением.
Пространство обратимо. Это означает, что можно всегда вернуться в то же самое место, разумеется, если оно уже не занято другим телом. Я могу, например, читая эту лекцию, двигаться по аудитории от стола к доске и обратно к столу.
Однако если быть точным, в ту же самую точку пространства вернуться, конечно, нельзя. Пока я перемещался от стола к доске, планета повернулась на какой-то угол вокруг оси, продвинулась на какое-то расстояние по орбите со скоростью 30 км в секунду вокруг Солнца, которое тоже переместилось по своей орбите вокруг центра галактики со скоростью 217 км в секунду. Так что в ту же самую точку мирового пространства нельзя вернуться. Сформулируем эту мысль следующим образом: пространство обратимо в относительном смысле, но необратимо в абсолютном смысле.
Теперь о времени. Время есть форма смены явлений одного после другого. Существовать во времени означает находиться в форме необратимой последовательности одного после другого.
Пространство, как уже говорилось, обратимо хотя бы в относительном смысле. Время необратимо и в относительном, и в абсолютном смысле. Необратимость времени есть условие того, чтобы в мире существовали закономерности и порядок, а не хаос.
Действительно, представим, что имеется возможность отправляться в прошлое и совершать там какие-то поступки, эти поступки изменяли бы и будущее. Оно стало бы именно хаотичным и тем самым невозможным. Можно так сказать: возможность влиять на прошлое, а это и означает обратимость времени, делало бы невозможным будущее. Следовательно, делает невозможным саму последовательность событий во времени.
В рассказе Рея Брэдбери “И грянул гром” описывается, как один из путешественников в прошлое случайно раздавил доисторическую бабочку. В результате изменилось общество, в которое они вернулись: когда они отправлялись в путешествие, к победе на президентских выборах уверенно шел демократический кандидат, а теперь оказалось, что победил фашист, изменилась грамматика языка, общество в целом.
Время в отличие от пространства одномерно. Оно имеет лишь одно измерение, его можно изобразить в виде стрелы, направляющейся из прошлого через настоящее в будущее.
Мы уже выяснили, что движение противоречиво. Это означает также противоречивость пространства и времени. Эта противоречивость выражается в том, что пространство и время одновременно ограниченны и безграничны. Любая вещь и любое явление преходящи, имеют границу в пространстве и во времени. Однако все вещи и явления, переходя друг в друга, образуют безграничную в пространстве и во времени цепь вещей и явлений.
Существует интересный вопрос для современной физики. Он состоит в следующем: мир в целом, т.е. Вселенная, является конечным или бесконечным?
Мы говорили, что пространство одновременно ограниченно и безгранично. Но вполне возможно, что безграничное пространство Вселенной является конечным по размерам.
Поясним на примерах. Сфера шара безгранична, нигде нет границы для движения по сфере. Но площадь сферы вполне конечна и зависит от величины радиуса шара. И обручальное кольцо тоже безгранично, можно двигаться по нему без конца, но длина окружности кольца конечна.
Так и мир в целом безграничен. Нет нигде забора или китайской стены, в которую упирались бы мировые пространство и время. Но может оказаться так, что мир все же имеет конечный радиус. Это означает, что, если мы будем двигаться по прямой даже со скоростью света, мы, тем не менее, будем описывать замкнутую кривую определенного радиуса. А это и будет означать конечность Вселенной.
Величина радиуса зависит от средней плотности распределения материи. Определение этой средней плотности - вопрос экспериментальной проверки, и он пока не решен.
Различается материалистическое и идеалистическое понимание пространства и времени. Согласно первому, пространство и время являются формами существования материи, они существуют реально и не зависят от человеческого сознания.
В качестве примера идеалистического понимания пространства и времени приведем позицию немецкого философа Имманула Канта, о котором шла речь в предыдущих лекциях. Пространство и время не есть свойства вещей самих по себе, они есть формы нашего созерцания вещей, это - тот способ, каким мы воспринимаем вещи. Наше сознание так устроено, что мы воспринимаем вещи в трехмерном пространстве и необратимом времени.
Различается метафизическое и диалектическое понимание пространства и времени. Метафизическое понимание связано с ученым И. Ньютоном, который считал, что материя существует сама по себе, а пространство и время сами по себе. Материя находится в абсолютном пространстве, как в огромном пустом ящике, и в абсолютном времени, как безразличном ко всему потоке.
Диалектическое понимание пространства и времени состоит в том, что обе формы существования материи находятся в единстве и взаимосвязи. Вообще нет по отдельности пространства и времени, но есть единое пространство-время, и оно зависит от состояния материальных тел. Это понимание вводится Альбертом Эйнштейном в теории относительности.
Если скорость движения тела приближается к скорости света, то его масса увеличивается в пределе до бесконечности, длина тела сокращается в пределе до нуля, а ход времени замедляется тоже до нуля. Поэтому оказывается, что ни одна вещь с определенной массой не может достичь скорости света. Для философии это означает, что материя, движение, пространство и время взаимосвязаны между собой и не существуют сами по себе. Материя едина с движением, пространством и временем.
В фантастических рассказах описывается путешествие космонавтов к далеким звездам в ракете, летящей со скоростью, близкой к световой. По возвращении на Землю через 10 лет по их собственному времени обнаруживалось, что на Земле прошло несколько столетий и многое изменилось. Но их жены и невесты все же их дождались, потому что земляне догадались заморозить женщин на эти столетия в специальных холодильниках.
Еще один важный аспект. Обычно связывают пространство и время лишь с физическим пространством и временем, т.е. с тем, которые изучают физики. Но каждой форме движения материи соответствуют свои особые виды пространства и времени. Поэтому можно говорить о пространстве и времени биологическом, а также социальном, или историческом.
В живом организме закодированы соответствующие возрастные изменения, которые происходят в нужное время, включаются определенные механизмы. У подростка начинают расти усы и борода, ломается голос, происходят другие изменения. Поэтому можно говорить об особом течении времени в живом организме. Эти изменения считываются с молекулярных систем наследственности, в которых информация записана в виде особых пространственных структур. Таким образом, через изучение пространственно-временных структур наследственности можно понять сущность живой природы.
Наше человеческое сознание, по-видимому, имеет много уровней и многомерно. Мы ведь одновременно живем в настоящем, прошлом - через воспоминания, и в будущем - через целеполагание. Специальными процедурами можно заставить человека вспомнить жизнь своих предков, которые жили сотни лет назад. Поэтому можно говорить о психическом пространстве и времени.
Наконец, человеческая культура живет в социальном пространстве-времени. В связи с этим можно говорить о геополитике, о планировании действий государства и общества на десятилетия вперед. Существует специальная наука футурология и т.д.
Важно то, что категории пространства и времени универсальны, они охватывают неживую и живую природу, а также общество. И они выражают специфику и закономерности этих форм движения материи.


Hosted by uCoz